Новый танк Харьковского КБ, выгодно отличавшийся от Т-62 и других танков, произвёл благоприятное впечатление на Генерального Секретаря ЦК КПСС Н.С. Хрущёва. Он одобрил новую машину, против которой были настроены многие военные, особенно Начальник Танковых войск генерал-полковником П.П. Полубояров. В результате указания Н.С. Хрущёва работы по танку продолжились. Первые серийные объекты 432 сошли с конвейера завода имени В.А. Малышева в Харькове в октябре 1963 года, на сентябрь 1964 года с конвейера сошло 54 танка, а к 1 декабря 1965 года их количество составило 218 машин. После чего выпуск танков постоянно увеличивался. Первые танки стали поступать в опытную эксплуатацию на вооружение 41-й гвардейской танковой дивизии, дислоцированной в Чугуеве неподалеку от завода в Харькове, выпускавшего эти машины. Это позволяло оказать квалифицированную заводскую помощь в эксплуатации новых машин. Объект 432 войсковые испытания прошел успешно. Объект 432 был принят на вооружение Постановлением Совета Министров СССР от 30 декабря 1966 года под маркой Т-64. Приказ Министра Обороны СССР о принятии танка на вооружение вышел 2 января 1967 года. Танк Т-64 (объект 432) выпускался серийно до 1969 года. Судьба Т-64 напоминает историю создания и принятия на вооружение танка Т-34 в 1940-41 годах. Так же как и в сороковых годах, консервативные военные, особенно высший командный состав, воспитанный на устарелых взглядах времён Великой Отечественной войны, были настроены против принципиально новой машины. Принятие на вооружение нового танка требовало коренных изменений в организационно-штатной структуре танковых частей и соединений, значительного изменения уровня подготовки как постоянного, так и переменного состава танкистов, и многих других вопросов как технических и военных, так и политических. Всё это выражалось в искусственном затягивании принятия объекта 432 на вооружение под предлогом технического несовершенства двигателя, трансмиссии, вооружения и системы управления огнём. Тяжело было расстаться со стереотипами мышления и хорошо отлаженной системой боевой подготовки, снабжения и комплектования частей, как личным составом, так и материальной частью. К тому же Т-64 хотя и превосходил практически по всем основным показателям Т-55 и Т-62 был в несколько раз дороже, что тоже играло не маловажную роль. Кроме того, как и все принципиально новые машины Т-64 имел целый ряд "детских болезней" излечивать которые приходилось в ходе серийного производства. Танк Т-64 имел сварной корпус с углом наклона лобовых листов в 68о и скошенными скуловыми листами. Лобовой лист представлял собой многослойную броневую преграду (броневая сталь, стеклопластик, броневая сталь), обеспечивающая танка защиту от всех типов бронебойно-подкалиберных и кумулятивных снарядов и ПТУР, состоявших на вооружении НАТО. Уже в ходе рассмотрения технического проекта объекта 432 отмечалась возможность рикошета в башню танка бронебойных снарядов, попадавших в скулы лобового листа, что и подтвердили результаты обстрела танка. По этому, начиная с 1964 года, на лобовом листе танка вводилась характерная защита в виде "бровей" перед смотровыми приборами механика-водителя и на переднем листе крыши корпуса.
Начиная с 1967 года, для упрощения технологии производства бронекорпусов, танки стали выпускать с прямым лобовым листом и прямой крышей корпуса. На машинах, выпускавшихся до 1967 года, механик-водитель имел три смотровых прибора ТНПО-160, а начиная с 1967 гота - один - ТНПО-168. Башня танка литая с резко дифференцированным многослойным бронированием (броневая сталь, алюминиевый сплав, броневая сталь) максимальная толщина которой составляла 600 мм. Основное вооружение танка Т-64 составляла 115-мм гладкоствольная пушка Д-68 (2А-21), впервые оснащенная гидроэлектромеханическим механизмом заряжания. Ёмкость механизированной укладки, выполненной в виде конвейера со складывающимися L-образными лотками, составляла 30 артиллерийских выстрелов. Остальные 10 выстрелов размещались в баке-стелаже и в немеханизированной укладке и предназначались для быстрого пополнения конвейера. С пушкой был спарен 7,62-мм пулемёт ПКТ с боекомплектом в 2000 патронов. Пушка и спаренный пулемёт были стабилизированы в двух плоскостях благодаря применению электрогидравлического стабилизатора танкового вооружения2Э-18 "Сирень". Для наведения пушки и спаренного с ней пулемёта применялся дневной прицел-дальномер ТПД-43Б и ночной прицел ТПН-1-432. Головка ночного прицела не имела бронировки и в дневное время снималась и укладывалась в башне за сидением наводчика. Выходное окно прицела при этом закрывалось броневой крышкой, которая в боевом положении закреплялась на крыше башни. Осветитель Л-2АГ ночного прицела и ОУ-3ГК прибора наблюдения командира танка ТКН-3 устанавливались на задней стенке башни и закрывались чехлами. По-боевому Л-2АГ устанавливался с лева от пушки, а ОУ-3ГК на командирской башенке. На Объекте 432 устанавливался форсированный до 700 л.с. пятицилиндровый многотопливный турбопоршневой дизель 5ТДФ, оснащенный новой, усовершенствованной по сравнению с объектом 430, эжекционной системой охлаждения. Двигатель был чрезвычайно мал и легок, но требовал тщательного технического обслуживания и качественных ГСМ. Кроме того, дизель был высоко оборотистым и работал в очень теплонагруженном режиме, что требовало при его запуске постоянно пользоваться котлом подогревателя при температуре окружающего воздуха от +10 и ниже. В трансмиссии были использованы две семи ступенчатые планетарные коробки передач, объединенные в один узел с планетарными бортовыми передачами, и системой гидросервоуправления, заменявшей девять узлов трансмиссии танка Т-55 (бортовой редуктор "гитару", главный фрикцион, коробку передач, два планетарных механизма поворота, два тормоза и два бортовых редуктора), Трансмиссия танка получилась очень компактной и легкой, на 750 кг легче, чем у Т-55 и состояла из 150 механообработанных деталей вместо 500. Правда, новые БКП стали камнем преткновения при испытании опытных образцов и потребовали длительной отладки и введения сложной регулировки системы гидросервоуправления. Зимой, после длительной стоянки, масло в БКП замерзало, превращая коробки передач в один сплошной вал.
В результате этого при попытке запуска двигателя танк прыгал вперёд, что привило к ряду несчастных случаев. Выход был найден лишь путём двойной откачки масла из БКП перед длительной стоянкой и закачки его перед запуском двигателя. Ходовая часть танка Т-64 была заимствована у объекта 430, но получила новые опорные катки с внутренней амортизацией, изготовляемые из алюминиевого сплава, и новую облегчённую гусеничную ленту с параллельным резино-металлическим шарниром. В результате этого масса ходовой части Т-64 составляла лишь 15% от массы танка.
На машинах, выпускавшихся до 1964 года гидравлические, телескопические амортизаторы устанавливались на 1-м и6-м узлах подвески, а начиная с 1964 года - на 1-м, 2-м и 6-м узлах. Для усиления защиты бортов танка от кумулятивных снарядов и уменьшению запылённости при движении танка с 1967 года на танке стали устанавливаться съёмные алюминиевые (по три на борт) и не съёмные резиновые щитки. Танки комплектовались индивидуальным комплектом ЗИП и ОПВТ. Индивидуальный комплект ЗИП размещался внутри танка и на правой надгусеничной полке в герметичных ящиках. Съёмные узлы ОПВТ крепились к задней стенке башни между осветителями ночного прицела и прибора командира танка, установленными по-походному. Две трубы ОПВТ, уложенные одна в одну крепились на крыше моторно-трансмиссионного отделения. Оборудование для подводного вождения позволяло без ограничений по длине преодолевать любые водные преграды глубиной до 5м. Параллельно с объектом 432 в ВНИИ-100 был создан опытный средний танк Т-64Т (объект 003) с установкой на него вертолетного газотурбинного двигателя ГТД-3ТЛ, мощностью 700 л.с. Танк прошел испытания в 1963-65 гг., но на вооружение принят не был по причине не совершенства ГТД. Начиная с 1961-го года, в КБ различных заводов были разработаны проекты ракетных танков на базе танка Т-64. Так в 1961 году в КБ ЛКЗ был разработан проект ракетного танка объект 287, вооруженного ПТУР "Фаланга" и двумя 73-мм орудиями "Копьё", а в 1962 был построен опытный образец, правда, вооруженный ПТУР 301П "Тайфун" и двумя 73-мм орудиями 2А-25 "Молния". В 1963 году в том же КБ был разработан и построен опытный образец ракетного танка объект 288 с газотурбинной установкой двух ГТД-350. На опытном образце вооружение не устанавливалось. В 1962 году в КБ ЧТЗ под руководством Главного конструктора П.П. Исакова был создан эскизный проект башенной установки ПТУР "Лотос", а затем и ПТУР 301П "Тайфун". Пусковые установки размещались в двухместных литых башнях совместно с 73-мм полуавтоматическим орудием. Башенные установки планировалось устанавливать на базе танка Т-64 (объект 772). В этом же КБ в 1962 году на базе узлов и агрегатов танка Т-64 (двигатель, трансмиссия и элементы ходовой части) был разработан ракетный танк объект 775 и вооруженный 125-мм пусковой установкой для запуска ПТУР "Рубин" и НУРС "Бур". Экипаж из трёх человек размещался в башне танка. На объекте 775 устанавливалась гидропневматическая система подрессоривания со ступенчатым изменением клиренса. Была выпущена опытная партия. В 1963 году на базе объекта 775 был разработан усовершенствованный вариант ракетного танка объект 780. Выпущен опытный образец. Ракетные танки имели ряд серьёзных недостатков: сложность технических средств и низкая надёжность систем наведения ракет. Кроме того, ракетные танки были менее эффективны в ближнем бою, чем линейные средние танки. На вооружение выше упомянутые ракетные танки не принимались.
В период с 1977-го по 1980 год многие танки Т-64 прошли капитальный ремонт, в ходе которого они были доведены до уровня Т-64А. В ходе ремонта танки получили новые средства связи (радиостанции Р-173 вместо Р-123), усовершенствованную эжекционную систему охлаждения и новую крышу МТО, систему "Брод", улучшенные системы ПАЗ и ППО с системой управления 3ЭЦ-11-2 и новую укладку ЗИП и ОПВТ по типу Т-64А. После капитального ремонта танки получили обозначение Т-64Р (объект 432Р). В настоящее время небольшое количество танков Т-64Р находится на вооружении в Сухопутных войсках Вооруженных Сил Украины. Танк Т-64 по подвижности и броневой защите, точности стрельбы и скорострельности значительно превосходил танк Т-62, однако, имел одинаковые с ним параметры по действию 115-мм бронебойно-подкалиберных и кумулятивных снарядов у цели. К тому же по данным разведки стало известно, что в Великобритании в конце 50-х годов началась разработка нового танка F.V.4201 "ЧИФТЕН", предназначенного для замены средних пушечных танков "ЦЕНТУРИОН" и тяжёлых пушечных танков "КОНКЭРОР".
Новый английский танк должен был быть вооружен новой 120-мм танковой пушкой TX23 (L11). В ФРГ в начале 60-х годов велись опытные работы по созданию 120-мм гладкоствольной танковой пушки для перспективных заподногерманских танков, разработка которых велась параллельно с проектом единого для США и ФРГ основного боевого танка МВТ-70. В связи с этим, параллельно с конструкторским сопровождением серийного производства танка Т-64, в 1963 году началась работа по установке на танк Т-64 новой 125-мм гладкоствольной танковой пушки Д-81Т. Технический проект нового танка, которому был присвоен индекс "объект 434", был готов в 1964 году. В этом же году была выпущена установочная партия в 20 машин, которые 1966 - 1967 годах прошли всесторонние войсковые испытания. В мае 1968-го года новый танк был принят на вооружение Советской Армии. Новая 125-мм танковая пушка Д-81Т (2А26) была разработана в 1962 году на заводе № 172 (г. Пермь) в ОКБ-9 под руководством Ф.Ф. Петрова. Мощность новой танковой пушки была такова, что во время полигонных испытаний, которые проводились в 1963 году, пушка Д-81Т устанавливалась на лафете 203-мм гаубицы Б-4. Установка новой пушки потребовала существенных изменений в конструкции башни танка и механизма заряжания, а так же замене дневных и ночных прицелов и стабилизатора танкового вооружения. Параллельно с этим велись работы по улучшению других узлов и агрегатов танка и увеличению их надёжности и технологичности в процессе производства. Проводились исследования, направленные на дальнейшее повышения уровня броневой защиты танка от кумулятивных снарядов и воздействия ОМП на экипаж танка. Боевая масса нового танка возросла до 37 тон. На танке Т-64А первых серий был установлен новый оптический прицел-дальномер ТПД-2-1, ночной прицел ТПН-1-43А и стабилизатор вооружения 2Э-23. Ёмкость нового механизма заряжания 6ЭЦ10 сократилась до 28 артиллерийских выстрелов, а боекомплект танковой пушки до 37 выстрелов. Танк получил новую крышу МТО, улучшенную эжекционную систему охлаждения. Изменилось ёмкость, форма и количество наружных топливных и масляных баков, изменилась укладка ЗИП и ОПВТ. Наружный масляный бак зимой обогревался за счёт подвода к нему части отработанных выхлопных газов двигателя. На надгусеничных полках устанавливались съёмные алюминиевые противокумулятивные щитки (по четыре на борт) и не съёмные резиновые экраны. Аналогичные щитки и экраны с 1967 года устанавливались и на объекте 432. С 1 января 1966 года для более интенсивного конструкторского сопровождения серийного производства объектов 432 и 434, а так же более эффективного устранения недостатков, выявленных в ходе испытаний и войсковой эксплуатации танков, КБ-60 и опытный цех № 190 танкового производства были объединены в самостоятельное предприятие - "Харьковское Конструкторское бюро по машиностроению" (ХКБМ). Начальником и Главным конструктором ХКБМ был назначен А.А. Морозов. В 1966 году на один из опытных танков "объект 434" был перевооружен. Вместо 125-мм танковой пушки Д-81Т была установлена 125-мм опытная пушка Д-85 с новым сферическим затвором. Опытный образец танка под индексом "объект 437" прошёл полигонные испытания, но из-за не надёжной работы затвора на вооружение принят не был. В связи с принятием решения правительства о массовом выпуске танков Т-64А на трёх основных танковых заводах - харьковском заводе тяжёлого машиностроения имени Малышева, ленинградском Кировском и нижнетагильском Уралвагонозаводе - остро стал вопрос о силовой установке танка. Двигатель 5ТДФ серийно выпускался только на заводе имени Малышева. А так как последний не обладал необходимыми мощностями для выпуска такого количества двигателей, которое было бы необходимо для выпуска танков на трёх заводах, и двигатель 5ТДФ в то время имел много рекламаций из войск по надёжности и ресурсу, требовалось координальное решение этого первоочередного вопроса.
Постановлениями ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 15 августа 1966 года № 645-205 и от 15 августа 1967 года № 802-266 предписывалось в 1968-1969 годах провести опытные конструкторские работы по отработке резервного варианта "объекта 434" с двигателем В-45. А 16 апреля 1968 года было принято новое постановление о создании газотурбинной силовой установки для танка Т-64А. Разработка танка с ГТД поручалась СКБ-2 ленинградского Кировского завода совместно с авиадвигательным КБ имени Климова и завершилась созданием опытного танка "объект 219 сп.1" и его усовершенствованного варианта "объект 219 сп.2" - прототипом танка Т-80. Работы по проектированию резервного варианта МТО для танка "объект 432" в КБ-60 были начаты ещё в 1961 году. При этом разрабатывались два варианта с V-образными двигателями Челябинского и Барнаульского заводов. При обсуждении проектов предпочтение было отдано МТО с челябинским двигателем В-45. Двигатель В-45 является усовершенствованным двигателем широко известного семейства двигателей типа В-2. В 1965 году были изготовлены три опытных танка "объект 436" на базе танка "объект 432" и в 1966 - 1967 годах прошли всесторонние испытания в районах Омска и Ленинграда. По результатам испытаний объектов 436 МТО с двигателем В-45 было усовершенствованно и установлено на опытный танк "объект 438" на базе танка Т-64А. В 1968 году в соответствии с Приказом Министра оборонной промышленности № 594 от 12 сентября 1967 года была выпущена конструкторская документация для изготовления опытного образца танка Т-64А с двигателем В-45. А в 1969 году в соответствии с Приказом МОП № 623 от 28 сентября 1967 года было изготовлены и испытаны четыре опытных образца танка "объект 439". Успешно прошедшие испытания показали, что вариант танка Т-64А с резервным двигателем В-45 по характеристикам подвижности полностью соответствует основному варианту. В дальнейшем техническая документация по объекту 439 была передана в ЦКБ тяжёлого машиностроения Уралвагонозавода в Нижнем Тагиле, где на её основе были разработаны опытные танки "объект 172" и его усовершенствованный вариант "объект 172М" - прототип всемирно известного танка Т-72 "Урал". В ходе серийного производства танк Т-64А постоянно совершенствовался. Модернизации подвергались вооружение танка, система управления огнём, силовая установка, трансмиссия и ходовая часть. Танки оснащались новым инженерным оборудованием и усовершенствованными средствами связи. Модернизации подвергались серийные и капитально отремонтированные танки. В 1971 году на танке установили улучшенный прицел-дальномер ТПД-2-49, ночной прицел ТПН-1-49-23, модернизированную радиостанцию Р-123М. Изменилась укладка съёмных узлов ОПВТ. На башне танка, справа, установлен специальный ящик для съёмных узлов ОПВТ. Изолирующие аппараты АТ-1 уложены в три ящика, закреплённые на башне танка слева. Укладка по-походному воздухопитающей и выхлопной труб с крыши МТО перенесена на кормовую часть башни. В 1972 году на танке была установлена зенитно-пулемётная установка закрытого типа. Зенитный пулемёт ТСВТ-12,7 "Утёс" с боекомплектом 300 патронов был оснащен прицелом ПЗУ-5 и электроприводом 1ЭЦ20 и смонтирован на командирской башенке. При этом антенный ввод с крыши башни перенесён в кормовую нишу за люком командира танка. С января 1973 года на танке Т-64А установлен новый прибор ночного видения ТВН-4ПА вместо ТВНО-2БМ у механика-водителя и прибор ТНП-165А вместо прибора ВНМ у наводчика, а так же оборудование для самоокапывания и установки минного трала КМТ-6. Реле РСГ-10М стартер-генератора заменено на реле РСГ-10М1. В июле 1973 года вместо аппаратуры управления исполнительными приводами систем ПАЗ и ППО 3ЭЦ11 устанавливается усовершенствованная система 3ЭЦ11-2, а в левом переднем топливном баке установлен центробежный топливный насос БЦН-1. В 1974 году проведены работы по усилению броневой защиты башни танка - применён корундовый наполнитель. С января 1974 года механизм заряжания получает пульт дублирования для командира танка и улучшенный визуальный указатель количества выстрелов, загруженных в М3.
Отменен прибор автоблокировки и пульт загрузки П-2 в замен которых установлен единый пульт загрузки П-3. Для удобства работы с системой гидропневмоочистки смотрового прибора механика-водителя в правом рычаге установлена кнопка включения системы ГПО. В апреле 1974 года для улучшения работы командиру танка с ЗПУ изменена места укладки магазинов к пулемёту ПКТ и сумок с магазинами к автомату АК-74, изменена конструкция буксирных крюков с целью возможности использования жёсткой сцепки, а в мае того же года установлено грязевое уплотнение штоков гидроамортизаторов. С октября 1974 года на крыше башни справа от наводчика установлен подпоромер и введены постоянно установленные элементы герметизации танка для преодолении им водной преграды и изменены приводы управления жалюзи над радиатором. Введена система дорожной сигнализации, новый шит контрольных приборов механика-водителя танка и новое вращающееся контактное устройство ВКУ-330-4 вместо ВКУ-330-1. В ноябре 1974 года на танке Т-64А устанавливается модернизированная танковая пушка Д-81ТМ (2А46-1) и стабилизатор вооружения 2Э28М2. В январе 1975 года изменён дроссель рабочих оборотов механизма заряжания, а в июне была улучшена электрическая схема МЗ. В ходовой части танка введены дополнительные резиновые гофрированные чехлы для защиты штоков гидроамортизаторов, а в системе электрозапуска двигателя танка пусковое устройство ПУС-10 заменено на ПУС-15Р. Начиная с апреля 1975 года вместо состава "3,5" баллоны системы ППО заряжают фреоном 114В2, а в систему питания двигателя топливом введены три дополнительных наружных топливных бака на правой надгусеничной полке. В связи с этим изменена укладка ЗИП снаружи и внутри машины. На танке установлены два ящика для укладки ЗИП - на правой надгусеничной полке и на корме башни. Ящик для личных вещей экипажа установлен справа на башне танка. С мая 1975 года для увеличения углов обзора командиру и наводчику танка введены дополнительные приборы наблюдения ТНПА-65, установленные на крышках люка командира и наводчика. На машинах выпуска с июня 1975 года установлен двигатель 5-ТДФ, обеспечивающий работу на трёх видах топлива: дизельном, керосине ТС-1 и бензине А-72. (Двигатели 5-ТДФ выпуска с июня 1973 по май 1975 года так же могут эксплуатироваться на различных видов топлива только на местности высотой до 1000 метров над уровнем моря.) Так же введён привод управления механизмом ограничения подачи топлива. В августе 1975 года ствол танковой пушки Д-81ТМ снабжён термозащитным кожухом, предназначенным для уменьшения влияния неблагоприятных метеорологических условий на изгиб ствола при стрельбе, а в противооткатные устройства введён тормоз отката с встроенным компенсатором жидкости. С октября того же года в состав МЗ введён механизм досылания с реечным силовым исполнительным цилиндром в замен гидроматора. Улучшенный механизм заряжания получил индекс 6ЭЦ10М. На танках выпущенных после июня 1976 года увеличена плавность хода за счёт введения торсионных валов повышенной энергоёмкости и изменённой установки упоров балансиров.
С августа 1976 года применяются усиленные гусеничные ленты, увеличены сроки и изменен объём технического обслуживания. Если ранее техническое обслуживание № 1 проводилось через 1500 километров пробега танка, а техническое обслуживание № 2 - через 3000 километров, то на машинах выпуска с 1976 года техническое обслуживание № 1 проводится через 2500 километров пробега, а техническое обслуживание № 2 - через 5000 километров. В январе 1977 года на танке Т-64А установлен безнасосный подогреватель и отменён электрофакельный подогрев всасываемого в двигатель воздуха. С марта 1977 года в системе гидроуправления и смазки силовой передачи помимо масла МТ-8п применяется масло ТСЗп-8. Начиная с августа 1977 года, на танке взамен стартер-генератора СГ-10 устанавливается стартер-генератор СГ-10-1С. В декабре 1977года на группе машин, и на всех танках выпуска 1978 года отменены воздухопритоки корпуса и башни. С апреля 1978 года на танке установлен новый прибор ночного видения ТВНЕ-4Б вместо ТВН-4ПА у механика-водителя. В январе 1979 года на танке Т-64А устанавливалась система запуска дымовых гранат 902А "Туча-1", приводимая в действие наводчиком танка. С января 1980 года на танках отменяются ранее применяемые алюминиевые щитки и вводятся новые сплошные резинометаллические экраны. Для повышения эффективности стрельбы из пулемёта ПКТ в прицеле-дальномере ТПД-2-49 введена новая сетка для стрельбы из пулемёта. В системе электрооборудования танка взамен аккумуляторных батарей 12СТ-70М устанавливаются батареи 12СТ-85Р.
По состоянию на 1 января 1981 года танк Т-64А, выпускавшийся параллельно с танками Т-64Б (объект 447А) и Т-64Б-1(объект 437А), был на 95% унифицирован с последними. На танке была усиленна броневая защита корпуса и башни, установлен механизм заряжания 6ЭЦ15 и электропривод ЗПУ 1ЭЦ40-2С. На части танков вместо прицела-дальномера ТПД-2-49 устанавливался квантовый прицел-дальномер ТКД-К-1. С 1985 года танки Т-64А в ходе капитального ремонта стали оснащаться комплектом навесной динамической защиты "Контакт". На части танков вместо устаревшего стабилизатора 2Э28М-2 устанавливался новый стабилизатор вооружения 2Э42-1, а вместо оптического прицела-дальномера ТПД-2-49 прицельный комплекс 1А40. В состав прицельного комплекса входит лазерный прицел-дальномер 1А40 и устройство выработки боковых упреждений УВБУ. Вместо устаревших ламповых радиостанций Р-123М и ТПУ Р-124 на модернизированных танках стали устанавливать новые полупроводниковые радиостанции Р-173 "Абзац-Р", приёмники Р-173П "Абзац-П" и ТПУ Р-174. На части танков в ходе капитального ремонта новые ТПУ Р-174 не устанавливались, а были оставлены старые ТПУ Р-124. В войсках нередко встречаются "танки - гибриды", которые тяжело отнести к той или иной модификации танка Т-64А или Т-64Б. Такая ситуация возникла в результате полного обезличевания комплектующих деталей ходе проведения капитального ремонта. При этом на ряде танков Т-64А первых серий были установлены башни танков, выпущенных в 1976-1981-х годах, а иногда и танков Т-64Б или Т-64Б-1. В результате чего эти танки имели не стандартную укладку ЗИП, размещение оборудования снаружи и внутри корпуса и башни танка. В начале 70-х годов в ХКБМ в инициативном порядке был проведён ряд работ в объёме эскизных проектов по глубокой модернизации серийного танка Т-64А. Эскизный проект танка Т-64А-2М был выполнен под руководством первого заместителя главного конструктора ХКБМ Н.А. Шомина в 1973 году. В проекте нового танка были глубоко проработаны вопросы дальнейшего повышения огневой мощи, защищённости и подвижности по сравнению с серийным танком Т-64А. В ходе проектирования были предложены ряд новых технических решений. Новая, изменённой формы башня танка имела больший внутренний объём. Лобовая часть башни представляла собой многослойную броневую преграду, где между стальных броневых стенок размещался наполнитель, состоявший из броневых пластин с ячейками, залитыми полиуретаном. Усовершенствованная 125-мм танковая пушка 2А46-2 позволяла вести стрельбу, как обычными боеприпасами, так и разрабатываемыми управляемыми снарядами (ракетами). Более рационально был размещёны немеханизированные укладки артиллерийских выстрелов и магазинов ПКТ, в результате чего боекомплект пушки возрос до 42 выстрелов, а ПКТ - до 1500 патронов.
Система управления огнём (СУО) нового танка должна была включать новый лазерный прицел-дальномер 1Г21 с двухплоскостной стабилизацией поля зрения прицела, более совершенный стабилизатор вооружения 2Э26, танковый баллистический вычислитель и датчики отклонений условий стрельбы от нормальных. На танке предполагалась установка специально разрабатываемого комплекса управляемого ракетного вооружения (КУРВ). С целью повышения подвижности танка предполагалась установка более мощного двигателя 6ТД. Многие из этих конструктивных решений нашли своё воплощение в конструкциях последующих объектах 447 и 476. В середине 70-х годов специально для пушечных танков был разработан комплекс управляемого вооружения "Кобра". Управляемый снаряд (ракета) с боевой кумулятивной частью запускалась через ствол основной артиллерийской системы, и с вероятностью 0,7 поражал неподвижные, движущиеся и малоразмерные цели на расстоянии до 4000 метров. Во исполнение приказа МОП СССР № 339 от 12.08.1973 года в ХКБМ был выполнен технический проект танка Т-64А (объект 447), оснащенного комплексом управляемого вооружения "Кобра" и новой системой управления огнём "Обь". Опытный образец танка "объект447" прошёл всесторонние испытания в 1975году.
Эффективность СУО танка "объект 447" оказалась в 1,6 раза выше, чем СУО танка Т-64А. После завершения испытаний КУРВ "Кобра" и СУО "Обь" были доработаны и в 1976 году приняты на вооружение танков "объект 447А" под индексом 9К112 и 1А33 соответственно. Броневой корпус, трансмиссия, ходовая часть, электро и спецоборудование объекта 447А были полностью заимствованы от Т-64А образца 1976 года. Система управления огнём 1А33 предназначена для обеспечения ведения эффективного огня из пушки и спаренного с ней пулемёта по танкам и другим бронированным целям, движущимся со скоростями до 75 км/ч, по малоразмерным целям типа ДОТ или ДЗОТ, а так же по живой силе противника при стрельбе с места или сходу, при скорости движения танка до 30 км/ч - на дальностях действительного огня пушечного и пулемётного вооружения как при прямой видимости целей через прицел-дальномер, так и с закрытых огневых позиций. СУО 1А33 функционально связанна с комплексом управляемого вооружения 9К112 и обеспечивает эффективную стрельбу из пушки управляемыми снарядами 9М112.
В состав СУО 1А33 входит прицельный комплекс 1А34, стабилизатор вооружения 2Э26М и комплект датчиков входной информации. Прицельный комплекс 1А34 состоит из лазерного прицела-дальномера, прибора слежения (ПДПС) 1Г42 с электроблоком, блока разрешения выстрела 1Г43 и танкового баллистического вычислителя 1В517. К датчикам входной информации относятся датчик ветра 1Б11, датчик крена 1Б14, датчик скорости танка и датчик курсового угла. Аппаратура СУО 1А33 размещается в боевом отделении танка и частично в корпусе танка. При работе с СУО 1А33 предусмотрены основной и пять аварийных режимов работы, возникающие при выходе из строя входящих в систему узлов или блоков. Комплекс управляемого вооружения 9К112 предназначен для обеспечения ведения эффективного огня из пушки по танкам и другим бронированным целям, движущимся со скоростями до 75 км/ч, а так же для стрельбы по малоразмерным целям типа ДОТ или ДЗОТ с места или сходу, при скорости движения танка до 30 км/ч - на дальностях от 500 до 4000 метров при условии прямой видимости целей через прицел-дальномер прибор слежения. В состав комплекса 9К112 входят управляемый снаряд 9М112, блок цепей управления 9В387, комплект 9И36 и наземная аппаратура управления 9С461 "Град танковый, наземный". Аппаратура комплекса управляемого вооружения размещается в боевом отделении танка в виде отдельных съёмных блоков.
Управление полётом управляемого снаряда 9М112 осуществляется по радиолинии связи. Аппаратура управления 9С461 имеет пять литерных частот и два кода сигнала управления. Обратная связь снаряда с аппаратурой управления на танке осуществляется автоматически от установленного на борту снаряда модулированного источника света (излучателя). Снаряд состоит из двух отсеков, укладываемых в латках МЗ 6ЭЦ40 и соединяемых между собой в лотке МЗ в процессе досылания снаряда в камору пушки 2А46-2. Снаряд снабжён серповидными крыльями, раскрывающимися после выхода снаряда из канала ствола, создающими подъёмную силу и придающими снаряду в полёте вращательное движение вокруг продольной оси снаряда. Исполнительными управляющими органами в полёте являются рули снаряда. Стрельба управляемыми снарядами осуществляется в трёх режимах: основном, стрельба с превышением и Д<1000м. Диапазон углов вертикального наведения для режима стрельбы "Основной" составляет от минус 7о до плюс 11о и при крене до 15 град.
Комплекс 9К112 обеспечивает стрельбу управляемым снарядом над водной поверхностью. Стрельба по вертолётам на дальностях до 4000 метров возможна при наличии внешнего целеуказания и обнаружении вертолёта на дальности не менее 5000 метров и при скорости цели до 300 км/ч, высоте цели до 500 метров и курсовом параметре до 700 метров. Комплекс 9К112 обеспечивает одновременную стрельбу в составе роты танков по близко расположенным целям, в том числе стрельбу из двух танков одновременно по одной цели при интервале между стреляющими танками по фронту не менее 30 метров и работе радиолиний на различных литерных частотах и кодах. На объекте 447А установлен новый механизм заряжания 6ЭЦ40, лотки которого приспособлены для укладки управляемого снаряда 9М112. Кроме того, в состав гидравлической системы МЗ введён гидропневмоаккумулятор и реечный силовой цилиндр, обеспечивающие стыковку головного и хвостового отсеков управляемого снаряда 9М112 при досылании его в камору танковой пушки. В блоке управления МЗ БУ-47 помимо цепей управления МЗ размещен усилитель горизонтального наведения электропривода ЗПУ 1ЭЦ40. Объект 447А вооружён 125-мм танковой пушкой 2А46-2 спаренной с 7,62-мм пулемётом ПКТ. Вследствие установки на объекте 447А комплекса управляемого вооружения боекомплект танка сократился до 36 артиллерийских выстрелов и 1250 патронов к пулемёту ПКТ.
В связи с увеличением количества потребителей электрической энергии на танке Т-64Б установили более мощный стартер-генератор СГ-18 и пускорегулирующую аппаратуру, состоящую из реле-регулятора Р15М-2С, пускового устройства стартера ПУС-15Р и реле РСГ-10М-1. Танки "объект 447А", оснащенные комплексом управляемого вооружения 9К112 и системой управления огнём 1А33, постановлением Совета министров СССР и ЦК КПСС № 733-244 от 3.09.1976 года под маркой Т-64Б и кодовым наименованием "Сосна" были приняты на вооружение. Однако возросшая стоимость танка не позволяла оснащать все танки дорогостоящим комплексом управляемого вооружения. По этому, в соответствии с требованиями заказчика, параллельно с танком Т-64Б выпускался его упрощенный вариант Т-64Б-1 (объект 437А), отличавшийся от последнего отсутствием комплекса управляемого вооружения 9К112, но сохранившим систему управления огнём 1А33. Боекомплект танка Т-64Б-1, в отличие от Т-64Б, составляет 37 артиллерийских выстрелов и 2000 патронов к пулемёту ПКТ. Танки Т-64Б и Т-64Б-1 до 1985 года выпускались параллельно с танками Т-64А. В результате чего танковые дивизии нередко имели один полк, вооружённый танками Т-64Б, другой - Т-64Б-1, а третий - Т-64А. Имели место и танковые полки, на вооружении которых находились все три типа танков одновременно. В ходе серийного производства танки Т-64Б и Т-64Б-1 постоянно совершенствовались. Усиливалась броневая защита корпуса и башни танка. Модернизации подвергались вооружение, комплекс управляемого вооружения, система управления огнём, силовая установка, трансмиссия и ходовая часть. Танки оснащались новыми усовершенствованными средствами связи. Модернизации подвергались серийные и капитально отремонтированные танки. В январе 1977 года на танках Т-64Б и Т-64Б-1 установлен безнасосный подогреватель и отменён электрофакельный подогрев всасываемого в двигатель воздуха. С марта 1977 года в системе гидроуправления и смазки силовой передачи помимо масла МТ-8п применяется масло ТСЗп-8.
С декабря 1977 года на группе машин, и на всех танках выпуска 1978 года отменены воздухопритоки корпуса и башни. С апреля 1978 года на танках Т-64Б и Т-64Б-1 установлен новый прибор ночного видения ТВНЕ-4Б вместо ТВН-4ПА у механика-водителя. В январе 1979 года на танках Т-64Б и Т-64Б-1 устанавливается система запуска дымовых гранат 902Б "Туча-2", приводимая в действие наводчиком танка. В конце 1979 года на части машин устанавливаются новая 125-мм танковая пушка 2А46М-1, новый стабилизатор вооружения 2Э42, СУО 1А33-1, КУРВ 9К112-1, модернизированный МЗ 6ЭЦ40-2С и новые сплошные резинометаллические экраны. Кроме того, небольшая часть танков Т-64Б оснащается комплектом навесной динамической защиты "Контакт" из 179 контейнеров с пластинами из взрывчатого вещества для защиты от кумулятивных снарядов и ПТУР. С января 1980 года на всех танках Т-64Б и Т-64Б-1 отменяются ранее применяемые алюминиевые щитки и вводятся новые сплошные резинометаллические экраны. В системе электрооборудования танка взамен аккумуляторных батарей 12СТ-70М устанавливаются батареи 12СТ-85Р. Начиная с конца 1979 года параллельно с серийным производством танков Т-64Б, оснащённых комплектом навесной динамической защиты "Контакт", проходили всесторонние испытания нового средства защиты от кумулятивных снарядов и ПТУР. Новое средство защиты имело как своих превержненцев, так и противников.
С одной стороны при незначительном увеличении массы танка удалось значительно повысить его противоснарядную защиту. С другой - возрастала пожароопасность танка и возможность сильной контузии экипажа в случаи детонации комплекта динамической защиты. Однако успешное применение израильтянами нового типа защиты в ходе войны в ... привело к окончательному решению данного вопроса. В соответствии с решением военно-промышленного комитета в 1981-83 годах была разработана техническая документация на установку в ходе капитального ремонта на танках Т-64Б и Т-64Б-1 комплекта навесной динамической защиты "Контакт". Модернизированный вариант танков был принят на вооружение приказом МО СССР № 07 от 14 января 1985 года под маркой Т-64БВ и Т-64БВ-1. Все новые танки Т-64БВ и Т-64БВ-1 оснащались новыми 125-мм танковыми пушками 2А46М-1, новыми стабилизаторами вооружения 2Э42, СУО 1А33-1, КУРВ 9К112-1 и модернизированными МЗ 6ЭЦ40-2С. Вместо устаревших ламповых радиостанций Р-123М и ТПУ Р-124 на танках Т-64БВ и Т-64БВ-1 стали устанавливать новые полупроводниковые радиостанции Р-173 "Абзац-Р", приёмники Р-173П "Абзац-П" и ТПУ Р-174. На башне, лобовом и бортовых листах корпуса и надгусеничных полках были приварены специальные кронштейны и бонки для крепления динамической защиты. Боевая масса танка возросла до ... тон.
В связи с установкой динамической защиты пусковые установки системы 902Б "Туча-2" были перенесены с лобовой части башни на её левый борт и сгруппированы на двух кронштейнах по четыре пусковых установки. Несколько изменилась укладка ящиков с аппаратами АТ-1: два ящика с левого борта башни установлены по бокам на ящике ЗИП на корме башни. Танки Т-64Б и Т-64Б-1, в ходе капитального ремонта доведенные до уровня Т-64БВ и Т-64БВ-1, могли быть оснащены старыми 125-мм танковыми пушками 2А46-2, СТВ 2Э26М, СУО 1А33 и КУРВ 9К112. На части танков в ходе капитального ремонта были установлены новые радиостанции Р-173 "Абзац-Р", приёмники Р-173П "Абзац-П" и ТПУ Р-174. При этом ТПУ Р-174 иногда не устанавливались, а были оставлены старые ТПУ Р-124. В 1974-1979гг в ХКБМ параллельно с конструкторским сопровождением серийного производства танков Т-64А, а в последствии Т-64Б и Т-64Б-1, проводились ОКР по разработке моторно-трансмиссионного отделения с новым, более мощным двигателем 6ТД для серийных танков Т-64А, Т-64Б и Т-64Б-1. В 1975 году был разработан технический проект танка, оснащенного новым МТО, а в феврале 1976 года "в подарок" к XXV съезду КПСС на базе танка Т-64А были изготовлены три опытных танка "объект 476".
Кроме нового МТО танки были оснащены новыми изменённой формы башнями с большим внутренним объём. Лобовая часть башен представляла собой многослойную броневую преграду, где между стальных броневых стенок размещался наполнитель, состоявший из броневых пластин с ячейками, залитыми полиуретаном. В 1978-1979 годах новые танки проходили всесторонние испытания во всех климатических зонах СССР. В октябре 1979 года по результатам проведенных испытаний двигатель 6ТД был рекомендован к серийному производству. Решением коллегии МО СССР от 5 января 1978 года и Министерства оборонной промышленности СССР от 26 июля 1978 года новый танковый двигатель 6ТД запушен в серийное производство. А 25 января 1979 года была утверждена техническая документация по модернизации серийных танков Т-64А, Т-64АК, Т-64Б и Т-64Б-1 в ходе капитального ремонта.
Модернизированные танки приняты на вооружение приказом МО СССР № 0262 от 21.12.81 года под марками Т-64АМ, Т-64АКМ, Т-64БМ и Т-64Б-1М. Новая башня с объекта 476 была оснащена комплексом управляемого вооружения 9К112-1 и новым МЗ 6ЭЦ43 и установлена на опытном танке "объект 478" - прототипе знаменитого танка Т-80УД "Берёза". Кроме того, новая башня, доработана под новую СУО 1А45 "Иртыш" и КУРВ 9К119 "Рефлекс", была установлена на модернизированном танке Т-80А (объект 219А), выпуск которого предполагалось развернуть на ХЗТМ с 1982 года. В период с 1991 по 1999 год в ХКБМ был разработан ряд технических проектов по усилению защищённости и модернизации системы управления огнём танков Т-64БВ и Т-64БВ-1 до уровня танков Т-80УД, Т-84. При этом были проработаны три варианта модернизации. Первый вариант заключался в установке встроенной динамической защиты украинской разработки на серийные танки Т-64БВ и Т-64БВ-1. Шесть танков Т-64БВ-1 капитально отремонтированных на 115-м танкоремонтном заводе в городе Харькове с макетом встроенной динамической защиты были продемонстрированы на параде в честь независимости Украины 24 августа 1999 года. Второй вариант модернизации предусматривал установку встроенной динамической защиты, комплекса управляемого вооружения 9К119, прицельного комплекса 1А42 и ТО1-КО1, а так же механизма заряжания 6ЭЦ43.
Прицельный комплекс 1А42 включает в себя прицел-дальномер прибор наведения 1Г46 с электроблоком, блок разрешения выстрела 1Г43 и танковый баллистический вычислитель 1В528. Кроме того, вместо датчика ветра 1Б11 устанавливается датчик ветра ДВЕ-БС. Прицельный комплекс ТО1-КО1 состоит из ночного инфракрасного прицела ТПН-4Э и осветителя Л-4. Два модернизированных танка, выпущенных ХЗТМ, так же были продемонстрированы на параде 24 августа 1999 года. Третий вариант модернизации - (объект 447А-2М) заключается в установке на танке Т-64БВ встроенной динамической защиты, комплекса управляемого вооружения и системы управления огнём 1А45, устанавливаемой на танках Т-80УД (объект 478Б) и Т-84 (объект 478ДУ2) и механизма заряжания 6ЭЦ43. В состав СУО 1А45 входят прицельные комплексы 1А42, ТО1-КО1, ПНК-4. В прицельный комплекс ПНК-4 входит прицел командира танка ТКН-4С с электроблоком, зенитный прицел ПЗУ-7, привод наведения ЗПУ 1ЭЦ29, позволяющие командиру танка брать на себя управление вооружением танка. Опытный экземпляр танка был продемонстрирован на параде в Киеве 24 августа 1999 года.
Марка
Индекс
Принципиальные отличия
Т-64А
об.432
Базовый вариант со 115-мм пушкой Д-68
Т-64А
об.434
Базовый вариант со 125-мм пушкой Д-81 (2А46-1)
Т-64Р
об.432Р
Т-64 после модернизации доведенный до Т-64А
Т-64АК
об.446
Командирский вариант Т-64А. Доп. навигационная и раиоаппаратура (Р-130, ТНА-3)
Средний танк Т-62 СССР Эта машина создана в 1960 г. коллективом конструкторского бюро под руководством Л. Н. Карцева на базе узлов и агрегатов танка Т-55. В ней оптимально сочетаются мощное вооружение и высокая подвижность. Надежная защита обеспечивается за счет конфигурации корпуса и башни, а также использования брони соответствующих толщины и качества. При высоте цели 2 м дальность прямого выстрела гладкоствольной 115-мм пушки бронебойным подкалиберным снарядом составляет 1870 м. С ней спарен 7,62-мм пулемет. Все вооружение стабилизировано в двух плоскостях (стабилизатор "Метеор"). Наличие телескопического шарнирного прицела, приборов ночного видения, командирских средств целеукаэания, эжекционного устройства удаления пороховых газов позволяет вести эффективный огонь с места и с ходу, днем и ночью. Для удаления стреляных гильз из танка пушка оборудована механизмом выброса, а в башне имеется люк, закрытый крышкой. После выстрела экстрактированная гильза захватывается ловушкой, люк в башне открывается, и гильза выбрасывается наружу. В 1961 г. на базе агрегатов Т-62 было создано несколько опытных образцов. Один из них средний танк "объект 167". На нем установлен многотопливный дизель мощностью 517 кВт (700 л. с.). Ходовая часть 6-катковая с поддерживающими роликами и более мощными лопастными амортизаторами. Диски опорных катков алюминиевые со стальными ребрами. Для увеличения скорости движения изменено передаточное число бортовых передач и увеличен диаметр ведущих колес. Оборудован системами подводного вождения и противоатомной защиты. Масса машины составила 36,7 т, скорость увеличилась до 64 км/ч. Остальные характеристики такие же, как у Т-62. "Объект 167" оснащен комплексом "Малютка", предназначенным для стрельбы по бронированным целям на расстоянии более 1000 м. Он включает в себя пусковую установку в виде трех направляющих, аппаратуру наведения и управления и реактивные снаряды. Установка смонтирована на кронштейнах сзади башни и защищена каркасом. На направляющих размещены снаряды, два боекомплекта которых крепятся внутри боевого отделения. В 1963 г. конструкторы предложили еще один опытный образец среднего танка. От своего предшественника он отличался силовой установкой: вместо дизеля использован газотурбинный двигатель. Такое новшество повлекло за собой коренное изменение силовой передачи. Главный фрикцион отсутствует, а отсоединение двигателя от ведущих колес осуществляется за счет включения блокировочных фрикционов планетарных механизмов поворота (ПМП). Коробка передач и ПМП смонтированы в одном блоке. Ходовая часть, средства связи и вспомогательное оборудование те же, что и на "объекте 167". Оба танка по ряду показателей превосходили Т-62, однако уступали ему по снарядостойкости корпуса. Еще один образец, разработанный на базе танка Т-62, выпускался серийно. Это - созданный в 1968 г. истребитель танков ИТ-1. На нем установлена приплюснутой формы башня, на крыше которой имеются люки для выхода ракетной пусковой установки, оператора со смотровым прибором и командирская башенка. Масса машины 35 т, экипаж 3 чел., броня корпуса 100 мм, башни 206 мм, двигатель дизельный мощностью 427 кВт (580 л. с.), скорость 50 км/ч.
ОСНОВНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Боевая масса,т
37
Экипаж, чел
4
Размеры.мм
длина с пушкой вперед 9335
длина по корпусу 6630
ширина 3300
высота 2395
клиренс 430
Пушка
калибр, мм 115
тип ГСП
Пулемет, калибр, мм
7.62
Двигатель
марка В-55
тип многотопл. дизель, V-обр
мощность, л.с.
580
Максимальная скорость, км/ч
50
Удельное давление, кг/см2
0.81
Запас хода, км
500
Марка
Индекс
Принципиальные отличия
об.166
Прототип Т-62
Т-62
об.166
Базовый образец, создан на базе Т-55
Т-62К
об.166К об.166КН
Командирский Т-62 с р/с Р-130
То же что и об.166К + ТНА-3 или ТНА-2
Т-62М
об.166М
Доп. бронезащита башни и корпуса, лаз. дальномер КТД-2 (1), баллистический вычислитель БВ-62, КУРВ "Шексна"
Т-62М-1
об.166М-1
Т-62М с двигателем В-46-5М
Т-62М1
об.166М1
Т-62М без КУРВ
Т-62М1-1
об.166М1-1
Доп. бронезащита башни и корпуса, лаз. дальномер КТД-2 (1), баллистический вычислитель БВ-62, КУРВ "Шексна"
Танк Т-55 - Технические Характеристики, Описание, ФОТО
Средний танк Т-55 СССР
Т-55 создан на базе танка Т-54Б и отличается от него увеличенным боекомплектом пушки, повышенной мощностью двигателя, увеличенной емкостью топливной системы, введением системы ПАЗ, установкой усовершенствованных ночных приборов, введением термической дымовой аппаратуры и др. Отечественные танки Т-55 и Т-62 состоят в вооруженных силах России, государств СНГ и армиях еще многих стран мира. В 1983 году на базе указанных машин созданы Т-55М, Т-55АМ и Т-62М - результат глубокой модернизации соответствующих марок средних танков первого послевоенного поколения. Ценой умеренных затрат удалось повысить их боевую эффективность до уровня танков Т-64А и Т-72 первых выпусков. При этом основное внимание уделялось усилению огневой мощи и защищенности при сохранении прежнего уровня подвижности. На базе танка Т-55М был создан и серийно производился первый (и на сегодняшний день единственный) в мире танк с активной защитой, получивший обозначение Т-55АД. Комплекс активной защиты 1030М "Дрозд" включает два блока вооружения с двумя 107-мм защитными снарядами в каждом, две радиолокационные станции милиметрового диапазона и аппаратуру управления.
На танках Т-55М устанавливается комплекс управляемого вооружения 9К116 "Бастион", на танках Т-62М - комплекс 9К116-1 "Шексна". Бортовая аппаратура и управляемые выстрелы этих комплексов отличаются только элементами конструкции, обеспечивающими возможность ведения стрельбы унифицированной ракетой из 100-мм нарезной и 115-мм гладкоствольной пушек соответственно. Комплекс 9К116 включает выстрел 3УБК10-1 с управляемой ракетой 9 M" 17 и аппаратуру управления, состоящую из прицела-прибора наведения 1К13, преобразователя 9С831, блока управления и электронного блока. По основным внешним конструктивным признакам и размерам выстрел 3УБК10-1 не отличается от обычного и может размещаться в любой боеукладке. Метательное устройство сообщает ракете начальную скорость 400-500 м/с, которая поддерживается в полете за счет работы маршевой двигательной установки. Для управления ракетой применена полуавтоматическая система наведения по лучу лазера, имеющая высокую помехозащищенность. Кроме того, достоинством системы является малый объем, занимаемый аппаратурой управления в боевом отделении. В СУО "Волна", устанавливаемую на танке Т-55М, входят лазерный дальномер КДТ-2, баллистический вычислитель БВ-55, прицел ТШСМ-32ПВ и стабилизатор "Циклон"М1. Для танков Т-62М применены прицел ТШСМ-41 У, стабилизатор "Метеор"М1 и баллистический вычислитель БВ-62. Диапазон измерения дальностей лазерным дальномером составляет 500-4000 метров, точностьизмерения - 10 метров. В качестве источника излучения используется оптический квантовый генератор на стекле, активированном неодимом. Баллистический вычислитель БВ-55 (БВ-62) обеспечивает автоматическую выработку углов прицеливания и бокового упреждения при стрельбе всеми типами снарядов (кроме управляемых ракет). Прицел ТШСМ-32ПВ, установленный на танке Т-55М, отличается от штатного прицела ТШ2Б-32П танка Т-55 главным образом независимой стабилизацией поля зрения в вертикальной плоскости, работающей и при блокировке пушки. Стабилизатор вооружения "Циклон"М1 отличается от стабилизатора "Циклон" улучшенными эксплуатационными характеристиками благодаря использованию современной элементной базы. Зенитный пулемет устанавливается на вращающемся верхнем погоне основания люка заряжающего. Боекомплект из 300 патронов в лентах находится в шести коробках, расположенных снаружи на правом борту башни. Теплозащитный кожух пушки уменьшает влияние неравномерного нагрева на изгиб трубы ствола. При стрельбе из пушки с теплозащитным кожухом углы вылета снаряда изменяются от действия указанных факторов в 5-10 раз меньше, чем без него.
Дополнительное бронирование корпуса представляет собой сварную коробчатую конструкцию из броневых листов толщиной 30 мм, внутри которой с зазором 30 мм размещены 5-мм стальные пластины. Полость между ними заполняется пенополиуретаном. Конструкция приваривается снаружи к верхнему лобовому листу корпуса. Дополнительная защита лобовой части башни изготовлена из двух блоков, расположенных справа и слева от амбразуры пушки. Они имеют одинаковый уровень защиты и однотипную схему бронирования с верхней лобовой частью корпуса танка. Конструктивно выполнены из литой броневой детали, с внутренней стороны которой приварена коробка с 5-мм стальными листами и тем же наполнителем между пластинами. Противокуму-лятивные секционные резинотканевые бортовые экраны имеют толщину 10 мм. Ширина танка по экранам равна 3520 мм, поэтому при железнодорожных перевозках бортовые экраны демонтируются. Члены экипажа танка снабжены индивидуальными противорадиационными жилетами, а их рабочие места имеют локальную защиту от проникающей радиации. Противоминная защита механика-водителя повышена за счет дополнительного бронирования днища путем приварки к нему снаружи каркаса и броневых листов толщиной 20 мм (в районе расположения механика-водителя), от нижнего носового наклонного листа до второй пары торсионов. Усилена защита аварийного люка броневой крышкой, перекрывающей его контуры. Она крепится изнутри с помощью гайки через отверстие в крышке основного люка. Установлен пиллерс между днищем и крышей корпуса справа за механиком-водителем, проведен ряд других усовершенствований. Система 902Б запуска дымовых гранат обеспечивает постановку дымовой завесы на дальностях 200-350 м. В ее состав входят восемь пусковых установок, неподвижно закрепленных на правом борту башни, дымовые гранаты 3Д6 калибра 81 мм и пульт управления у наводчика. Ширина фронта дымовой завесы при залповом пуске четырех гранат составляет 100-120 метров, а средняя высота - 8 метров. Время эффективного дымообразования одной гранаты - 60-130 секунд. Проведен ряд мероприятий по защите танка от напалма.
На танке установлен двигатель В-55У мощностью 456 кВт (620 л.с.) с инерционным наддувом и штатными обслуживающими системами. Он отличается от В-55В впускными коллекторами. В коллекторе установлена перегородка, разделяющая поток всасываемого воздуха на две части. Одна
на две части. Одна часть поступает в первые три цилиндра двигателя, другая - в остальные три цилиндра. Такое конструктивное решение позволило повысить мощность двигателя на 40 л.с. Для улучшения плавности хода динамический ход опорных катков увеличен со 135-149 мм до 162-182 мм за счет применения торсионных валов, изготовленных из стали электрошлакового переплава и прошедших двойной цикл заневоливания. К ступице ведущего колеса приварен ограничительный диск для предохранения от сбрасывания гусеницы с РМШ. Гусеница имеет повышенный коэффициент сцепления с грунтом из-за увеличения высоты грунтозацепов на 5 мм и изменения рисунка опорной поверхности трака. Кроме того, ресурс ее работы повышен за счет усиления резинометаллических шарниров. На танке Т-62М дополнительно установлены два гидроамортизатора на узлах подвесок вторых опорных катков. Радиостанция Р-173 и радиоприемник Р-173П установлены вместо радиостанции Р-123М. Средние танки Т-55, модернизированные в других странах Производство танков Т-55 по лицензии осуществлялось в ЧССР и ПНР. Модернизация этих машин проводилась в объеме тех мероприятий, которые были перечислены выше для советских образцов. Для танков чехословацкого производства была разработана система управления огнем "Кладиво", а для польских - СУО "Мерида".
Танки Т-55 состоят на вооружении армий свыше сорока стран. В таких государствах, как Ирак, Израиль, Египет, Румыния и Финляндия, проводилась их глубокая модернизация. В 1989 году на выставке в Багдаде был продемонстрирован модернизированный иракский танк Т-55, вооруженный 125-мм гладкоствольной пушкой 2А46, которая ранее устанавливалась на советских машинах Т-72А. В связи с применением автомата заряжания экипаж машины состоял из трех человек. В кормовой части высота башни была увеличена для размещения механизма подъема кассет автомата заряжания. Танк имел усиленную броневую защиту башни и передней части корпуса. Борта корпуса защищены противокумулятивными экранами. С каждой стороны башни смонтированы по четыре дымовых гранатомета. Масса модернизированного танка возросла до 40 тонн. Начиная с 1977 года в Румынии на Т-55 устанавливали лазерный дальномер и баллистический вычислитель китайского производства, дизельный двигатель мощностью 600 л.с., бортовые экраны и 12,7-м м зенитный пулемет. В ходовой части применялась шестиопорная схема с двумя поддерживающими катками со стороны каждого борта. На стволе пушки монтировался теплозащитный кожух. В Финляндии на Т-55 устанавливают лазерный дальномер, пассивные приборы ночного видения, теплозащитный кожух ствола пушки, бортовые экраны, дымовые гранатометы западногерманского типа и 12,7-мм зенитный пулемет. В Израиле на трофейных танках Т-55 вместо 100-мм используется 105-мм нарезная пушка, новые система управления огнем, стабилизатор и приборы ночного видения. В Египте на Т-55 мощность двигателя В-55 увеличена до 700 л.с. и установлена трансмиссия германской фирмы "Ренк".
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Боевая масса, т
36 - 36.5
Экипаж, чел
4
Размеры. мм
длина с пушкой вперед 9000 длина корпуса 6200 ширина 3270 высота по крышу башни 2218 клиренс 425-500
Пушка марка / тип
Д-10Т2С / НП
калибр, мм
100
Пулеметы
спаренный и курсовой, марка / калибр, мм 2 х СГМТ / 7.62
Боекомплект
выстрелов 43 патронов 7.62 мм 3500
Двигатель марка / тип
В-54 / дизель
мощность, л.с.
580
Максимальная скорость, км/ч
50
Запас хода, км
480-500
Удельное давление, кг/см2
0.81
Препятствия, м
вертикальная стенка 0.8 ров 2.7 брод без подготовки / с ОПВТ 1.4 / 5 крен / подъем, град 30 / 32
Танк Т-54 - Технические Характеристики, Описание, ФОТО
Средний танк Т-54 СССР
Когда речь заходит о бронетанковой технике, созданной в период второй мировой войны, то, по единодушному мнению военных специалистов, лучшим танком по комплексу боевых качеств был советский Т-34. Впрочем, мы можем назвать еще KB и ИС - тяжелые танки. Однако были и другие боевые гусеничные машины, сыгравшие немалую роль в боевых действиях и оказавшие существенное воздействие на послевоенное развитие этого рода войск. Это американский М-4, английский "Центурион", немецкая "Пантера". У каждого из них были определенные достоинства и удачные конструктивные решения, которые были использованы создателями бронетанковой техники. Если попросить специалиста назвать три лучших в мире танка, созданных в послевоенные годы, то среди них наверняка будет упомянут советский Т-54. Ведь в нем наиболее полно был осмыслен опыт применения бронетанковой техники во второй мировой войне. "Танк Т-54 отличается достаточной подвижностью, рациональной конфигурацией корпуса и башни и более мощным вооружением, чем у машин этого класса других государств,- отмечал, к примеру, западногерманский эксперт Ф. Зенгер-унд-Эттерлин. - Форма башни заслуживает самой положительной оценки!" ...Усиление бронезащиты танков и самоходок вермахта в последний период второй мировой войны заставило советских конструкторов повышать огневую мощь боевых машин, в том числе наиболее массовых - средних танков.
В 1944 году сотрудники конструкторского бюро Уральского танкового завода разработали самоходную артиллерийскую установку СУ-100 с дальнобойной 100-мм пушкой Д-10 С, которая прекрасно зарекомендовала себя в боях. Было решено поместить Д-10С во вращающуюся башню танка, и в следующем году изготовили несколько Т-34-100. Но на испытаниях выявилось неприятное обстоятельство - трансмиссия машины оказалась слабой для такой артсистемы, экипаж не мог вести огонь на ходу. Однако опыт, накопленный в ходе создания усиленной тридцатьчетверки, помог при работе над модернизированным Т-44-100, а также новым танком. После испытаний и неизбежных доводок его приняли на вооружение под обозначением "Т-54 образца 1946 года". Простой и технологичный корпус Т-54 в основном заимствовали у Т-44. Как и у того, на лобовом листе не было смотровой щели для механика-водителя, а вместо нее на крыше корпуса установили два призменных, перископических прибора наблюдения МК-1К. Лобовой лист, став монолитным, лучше переносил попадания снарядов. Более крупную башню улучшенной конфигурации, у которой толщина брони в лобовой части достигала 200 мм, также разместили в центре танка. Она несколько выходила за габариты корпуса, поэтому по бортам сделали местные утолщения. В цилиндрической маске установили пушку Д-10Т и спаренный с нею 7,62-мм пулемет СГ-43. Вертикальная наводка осуществлялась телескопическим шарнирным прицелом ТШ-20, горизонтальная - электроприводом, управляемым командиром и наводчиком. Впервые на советском среднем танке установили на турели зенитный пулемет ДШК, который обслуживал заряжающий. Два курсовых пулемета СГ-43 разместили не в лобовом листе, а в бронированных коробах на гусеничных полках, оборудовав их дистанционным управлением. Почти без изменений применили отработанную на Т-44 схему моторно-трансмиссионного отделения, но использовали дизель В-54 с увеличенным крутящим моментом и планетарные, двухступенчатые механизмы поворота- Напомним, что в танках с бортовыми фрикционами водители-механики при поворотах должны были неоднократно притормаживать гусеницу или пробуксовывать фрикцион, перегревая диски. А на Т-54, поставив рычаг в первое фиксированное положение, можно было разворачивать машину с постоянным радиусом около 9 м, во второе - тормозить гусеницу, а в промежуточное - плавно вести танк. Добавим, планетарный механизм позволял преодолевать без переключения передач внезапно появлявшиеся препятствия и участки тяжелого грунта- поставив рычаг в первое положение, механик-водитель увеличивал крутящий момент на ведущих колесах в 1,42 раза. Хотя Т-54 был тяжелее предшественника, он отличался лучшими тяговыми и динамическими характеристиками, что удалось добиться после серьезной переделки ходовой части. Например, гусеницу сделали мелкозвенчатой, с цевочным зацеплением и развитыми грунтозацепами, опорные катки усилили. Для парирования угловых колебаний впервые в стране на первом и последнем узлах торсионной подвески поставили лопастные гидроамортизаторы.
В таком виде машину выпускали до модернизации в 1949 году. Статистика показала, что 90% попаданий в танки приходилось примерно в метре от земли, а раз так, толщину лобового листа уменьшили. Применили башню с узкой амбразурой для пушки. На первых Т-54 ее снимали с маской, теперь, приподняв башню сзади, выкатывали спаренную установку на корму. Пулеметы на гусеничных полках убрали, а зенитный оборудовали улучшенной турелью. В силовой установке применили усовершенствованный мультициклонный воздухоочиститель с масляной ванной и эжекционным отсосом пыли, а также форсуночный предпусковой подогреватель масла, сокративший подготовку двигателя к запуску в холодную погоду. Позже подобными агрегатами оснащали все образцы бронетанковой техники. Гусеницу расширили на 80 мм, уменьшив удельное давление машины на грунт. Спустя два года, в разгар "холодной войны", когда на вооружение армии США поступило ядерное оружие, Т-54 вновь модифицировали. Новая полусферическая башня без замана (обратный скос) стала прочнее и проще в производстве.
На танке появился новый прицел и улучшенные уплотнения трущихся частей, подшипников и электроприборов, защищавшие их от пыли, а также детали, к которым крепили трал. В том же году выпустили Т-54А, оборудованный "Горизонтом" - стабилизатором пушки в вертикальной плоскости с автоматизированным электроприводом наведения и эжекционным устройством для продувки ствола - уменьшилась загазованность боевого отделения после выстрела. Теперь танкисты могли вести прицельный огонь и на ходу. В силовой установке установили ступенчатый воздухоочиститель и управляемые жалюзи радиаторов для поддержания оптимального режима работы дизеля. В 1952 году провели новую, теперь уже комплексную модернизацию машины, завершившуюся появлением Т-54Б, отличавшегося от предыдущих наличием "Циклона" - стабилизатора вооружения в вертикальной и горизонтальной плоскостях. Это значительно повысило точность огня из пушки Д-10Т2С с ходу. Места командира, наводчика и механика-водителя оборудовали инфракрасными приборами ночного видения и ночным прицелом, Кроме того, пятьдесятчетверки последних серий оснащались комплектом для самостоятельного форсирования водных преград. Это были труба-воздухозаборник, крепившаяся на вентиляторе, клапан для выброса за борт отработавших газов, водоотливной насос, гирокомпас и комплект для уплотнения крыши моторно-трансмиссионного отделения, маски и погона башни и амбразур.
Экипированный ими танк мог, что называется, вброд преодолевать реки глубиной до 5 м и шириной 700 м. С 1954 года небольшой серией производили командирский Т-54К, имевший в отличие от базового образца две радиостанции, зарядный агрегат, навигационное оборудование и другую аппаратуру, из-за которой пришлось несколько уменьшить боекомплект. Кроме того, двумя годами раньше создали ОТ-54. У него вместо спаренного с пушкой пулемета стоял автоматический пороховой огнемет АТО-1, а в носовой части размещался бак, вмещавший 460 л огнесмеси. Она подавалась в АТО-1, и когда на его поршень давили пороховые газы, образовавшиеся после последовательного подрыва спецпатронов, он выбрасывал струю пламени на дистанцию 160 м. Автоматическая перезарядка позволяла танкистам в буквальном смысле слова вести огонь очередями по 15-20 выстрелов в минуту. С 1946 года Т-54 и его модификации по всем параметрам превосходили иностранные средние танки, а его орудие было самым мощным. Лишь спустя 12 лет англичане создали более мощную танковую пушку калибром 105 мм. На базе пятьдесятчетверки у нас выпускали самоходную артиллерийскую установку СУ-122, тягач БТС-2 и подъемный кран СПК-12Г. Производившиеся массовой серией Т-54 поставлялись странам - членам Варшавского Договора и в некоторые государства Ближнего Востока, где, кстати, успешно прошли боевое крещение. А в КНР эта машина выпускалась под маркой Т-59.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ Т-54А
Боевая масса, т
36,4
Экипаж, чел
4
Размеры
длина с пушкой вперед 9000 длина корпуса 6040 ширина 3270 высота по крышу башни 2400 клиренс 425
Пушка марка / тип
Д-10ТГ / НП
калибр, мм
100
Пулеметы
зенитный, марка / калибр, мм ДШК / 12.7 спаренный и курсовой 2 х СГ-43 / 7.62
Боекомплект
выстрелов 34 патронов 12.7 мм 200 патронов 7.62 мм 3500
Тяжелый танк Т-10 СССР Основу бронированной военной техники составляют танки. Специалисты совершенно справедливо называют их главной ударной силой сухопутных войск. Они удачно совмещают в себе большую огневую мощь, надежную броневую защиту и Высокую маневренность. Оптимального сочетания этих качеств добились советские конструкторы, создав тяжелый танк T-10M, который признан лучшим в своем классе. Его огневая мощь обеспечивается установкой 122-мм пушки и двух крупнокалиберных пулеметов.
Соответственно вооружению определены и задачи в бою. Дальность прямого выстрела пушки при высоте цели 2 м составляет 130 м. На всем расстоянии траектория снаряда не выйдет за указанный габарит, он стелется над поверхностью земли, сохраняя огромную кинетическую энергию, а следовательно, и ударную силу.Для стрельбы применяются боеприпасы двух видов: бронебойно-трассирующие снаряды массой 25,1 кг и осколочно-фугасные гранаты массой 27,3 кг. Соответственно этому и весовые характеристики артиллерийских выстрелов (снаряд + гильза): в первом случае 45,96 кг, во втором - 47,76 кг.Выстрелы довольно внушительные - это заставило конструкторов отказаться от унитарных патронов массой почти полцентнера каждый и ввести раздельное заряжание.
В последнем случае заряжание происходит в два приема: сначала из одной боеукладки снаряд посылается в зарядную камору ствола, а из второй боеукладки гильза и посылается вслед за снарядом (часть операций происходит вручную). Затвор автоматически закрывается - орудие готово к стрельбе.Конструкторы сделали максимум возможного, чтобы облегчить действия заряжающего. Досылать снаряд и гильзу ему помогает механизм заряжания - каретка с электроприводом, движущаяся по полозьям. Задача заряжающего - положить снаряд или гильзу на лоток каретки. Остальное сделает автоматика. Боевая скорострельность достигает 3 - 4 прицельных выстрелов в минуту. Танковая пушка снабжена двумя прицелами: один дневной, перископический обеспечивает максимальную прицельную дальность 4000 м; второй - инфракрасный, позволяющий вести прицельную стрельбу ночью с максимальной прицельной дальностью 1150 м.
Устройство танковой пушки напоминает полевое орудие: длинный ствол, дульный тормоз, затвор, люлька с противооткатными устройствами, механизмы наведения, ограждение со спусковым механизмом, но несколько отличительных особенностей все-таки есть.Внутренний объем боевого отделения тайка ограничен, и поэтому конструктивные требования к габаритам и массе узлов и деталей пушки, их прочности - жесткие.Жесткое требование - обеспечение высокой точности стрельбы. Причина веская: боекомплект ограничен, каждый выстрел должен быть прицельным, каждый выпущенный снаряд обязан достичь цели. Для ведения эффективного огня во время движения пушка снабжена системой стабилизации наводки по горизонтали и вертикали; ни повороты, ни неровности пути не собьют точности прицела. Наводчику достаточно навести прицельную марку на объект - система моментально запоминает это положение и автоматически выводит на него и удерживает в заданном направлении ствол пушки. Благодаря этому Т-10М может вести огонь с ходу и поразить цель пости как и с места.
Пулеметы. Оба они одинаковые, марки КПВТ (крупнокалиберный пулемет Владимирова, танковый) - одним из самых мощных крупнокалиберных: каждый его патрон - 200 г, из них пуля - 64 г. Это как небольшой снаряд, который достигает в канале ствола начальную скорость - 945 м/с. Один пулемет спаренный - он установлен параллельно пушке и жестко связан с ней. Огонь из него ведется по наземным целям: огневым точкам и легкобронированным машинам. Наибольшая прицельная дальность 2000 м. Стреляет наводчик, а заряжание и взведение пулемета производит заряжающий. Другой пулемет зенитный - размещен на башне танка непосредственно на погоне люка заряжающего. Наибольшая прицельная дальность 1000 м. При необходимости огонь можно открывать и по наземным целям. Стрельбу ведет заряжающий, стоя на сиденье.
Боекомплект. В специальных боеукладках находятся 30 пушечных выстрелов, 744 патрона к пулеметам, 600 патронов к автоматам Калашникова, 20 ручных гранат и 24 патрона к сигнальному пистолету. Общая компоновка танка Т-10М выполнена по классической схеме. Основные части: броневой корпус, башня, вооружение, стабилизатор вооружения, силовая установка, силовая передача, электрооборудование, средства связи, противопожарное оборудование. Внутри три отделения: управления, боевое, силовое. Масса танка - 50 т. Броневой корпус и башня - основа защиты оборудования и экипажа, который состоит из командира, механика-водителя, наводчика и заряжающего. Корпус объединяет в целое все механизмы и агрегаты. Он же воспринимает все нагрузки, возникающие при передвижении, преодолении препятствий и ведении стрельбы. Важнейшим показателем боевых качеств танка является - маневренность. Несмотря на значительную массу, основной танк Т-10М обладает хорошей подвижностью, поворотливостью и проходимостью.
Основные показатели подвижности - средняя скорость и запас хода. Тяжелая бронированная машина способна двигаться в условиях бездорожья, а по шоссе развить скорость до 35 - 40 км/ч.Максимальная же скорость - 50 км/ч.Запас хода: по грунтовой дороге до 200 км, по бетонному шоссе 350 км. Термин "поворотливость" подразумевает радиус поворота, который у танка, типично гусеничной машины, самый минимальный: специалисты считают его равным ширине колеи (расстояние между серединами гусениц - 2660 мм). Так что тяжелая боевая машина может развернуться буквально "на пятачке". Наконец, третье слагаемое маневренности - проходимость, то есть способность танка двигаться по бездорожью и преодолевать препятствия : максимальный угол подъема не может превышать 32°, а допустимый предел - 30°.
Т10 способен преодолеть ров шириной 3 м и вертикальная стенка высотой до 0,9 м. Танк способен преодолевать водные преграды - по дну, max. глубина брода-1,5 м. На танк установлена автоматическая противопожарная система, состоящая из термо-электрозамыкателей и штуцеров-распылителей, которые подсоединены к баллонам с углекислотой. При нагревании термо-электрозамыкателя его мембрана прогибается и срабатывает датчик - замыкается электроцепь, срабатывает пиропатрон баллона: прорывается мембрана, по трубопроводам поступает углекислота к очагу пожара. Из штуцеров-распылителей она выходит в виде газа и снега. Пламя сбивается и гаснет. В целях маскировки танк может поставить дымовую завесу.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Боевая масса,(т.)
50
Экипаж,(чел.)
4
Размеры (м)
Длина с пушкой вперед (по корпусу), - 10,56 (7,25)
Танк PT-91 "Тварды" Польша В период между двумя мировыми войнами Польша создала свою собственную промышленность танкостроения. Государственные заводы снабжали армию бронеавтомобилями, танкетками и легкими танками. Однако после второй мировой войны, находясь в составе Варшавского договора, польская военная промышленность обязана была производить только танки, разработанные и принятые на вооружение в СССР. Их основным производителем стал машиностроительный комбинат "Бумар Лабэнды", а последними советскими танками, производившимися до 1993 г., были Т-72, которых поляки выпустили 1610 штук. Однако не следует полагать, будто поляки просто тиражировали советскую конструкцию и ничего более. В Польше существуют две достаточно сильные исследовательские организации - Войсковой институт вооружения и техники и Центр исследования и проектирования механизмов. В них не только были созданы собственные, отличающиеся от советских, конструкции танкового тягача ВЗТ-3, учебного танка и танка управления Т-72М1К, но и предпринята глубокая модернизация Т-72, в результате которой появился образец нового основного боевого танка, получившего название РТ-91 "Тварды". В 1992 г. для всесторонних испытаний была построена опытная партия этих машин. От своего прототипа танк "Тварды" отличается в первую очередь новой системой управления огнем СКО-1М "Драва", разработанной и изготовленной в Польше. Другой новый элемент - активная броня типа "Эрава-1" (однослойная) и "Эрава-2" (двухслойная). Подобную защиту от кумулятивных снарядов для Т-72 в свое время разработали и советские конструкторы, но "Эрава" расположена иначе и защищает большую поверхность. Кроме того, "Тварды" снабжены покрытием, поглощающим радиационное облучение, системой "Обра-4", предупреждающей об облучении танка лазером, 12-ствольной 81-мм системой пуска дымовых гранат "Туча" и одноствольной 80-мм системой пуска антилазерных гранат "Теллур". На башне установлено зенитное вооружение модели ЗУ-72. У водителя есть пассивный прибор ночного видения "Радомка". Дно под местом водителя усилено дополнительной броней. В конце 1994 г., с началом серийного производства, на РТ-91 начала устанавливаться французская система управления огнем "Savan-15T". Главное вооружение, трансмиссия и ходовая часть сохранены от Т-72, однако установлен новый польский 12-цилиндровый турбодизель S12U мощностью 625 кВт (2300 об/мин), с которым танк развивает скорость до 70 км/ч, причем в перспективе предполагается использовать более мощный, 735-киловаттный (т.е. 1000-сильный), агрегат. Пробег танка с одной заправкой достигает 650 км. РТ-91 предназначается в первую очередь для польской армии; однако, если будут желающие, они смогут купить этот танк примерно за 2 млн долларов. Поляки сознают, что "Тварды" - последняя возможность хоть в какой-то мере приспособить к сегодняшним требованиям конструкцию, принятую на вооружение еще в 1972 г. Но Польше нужен танк нового поколения, и работа над ним была начата в 1995 г. в надежде к середине 1998 г. произвести ходовые испытания прототипа, условно названного "Гориллой". В отличие от РТ-91, "Горилла" будет иметь башню западного типа с почти вертикальными стенками, основную броню сверху должны прикрывать керамические бронеплитки и активная броня, защищающие от подкалиберных и кумулятивных снарядов, а также специальный слой для поглощения электромагнитного излучения. Двигатель - дизель мощностью порядка 1000 кВт. Основное вооружение российское: два пулемета, 125-мм гладкоствольное орудие с автоматическим заряжанием (способное также служить для пуска ПТУР 9М 119 "Свирь"), поражающее цели на расстоянии до 5000 м и пробивающее броню до 700 мм. Системы управления огнем и силовой агрегат вкупе с трансмиссией, разрабатываемые специально для "Гориллы", должны быть компьютеризованными. Поляки ищут возможность сотрудничества при создании этого 55-тонного танка с военной промышленностью Франции, Израиля и ЮАР. Пока трудно сказать, начнется ли в перспективе замена устаревших РТ-91 "Гориллами" - ведь стоимость разработки новой машины соизмерена с расходами на создание лучшего западноевропейского танка "Леопард". Но закупать много современных танков - хоть на Западе, хоть на Востоке - ничуть не дешевле, причем в последнем случае страдает собственная промышленность.