Steyr-Daimler-Puch/Steyr 14.224LAC, 18.264LAE Австрия Отделение специальной техники концерна Steyr-Daimler-Puch AG является одним из крупнейших в Западной Европе изготовителей легких армейских автомобилей, колесных и гусеничных бронированных боевых машин. В разнообразной программе гражданских грузовиков фирмы Steyr, расположенной в городе Штайре и являющейся собственностью немецкой компании MAN, имеется несколько "милитаризованных" исполнений, которые применяются в австрийской армии на транспортных операциях. Наибольшее распространение получили 2-осные армейские автомобили тактического назначения. В 1998 году в эту гамму включены грузовики Steyr 14.224LAC (4х4) полной массой 14 т с 6-цилиндровым дизелем в 220 л.с. и двускатной ошиновкой задних колес, предназначенные для стран с тропическим климатом, и Steyr 18.264LAE (4х4) полной массой 18 т и мощностью мотора 260 л.с., оснащенный системой подкачки шин на ходу. Оба автомобиля унифицированы с соответствующими моделями серии М2000 фирмы MAN.
Stewart & Stevenson FMTV США В октябре 1991 года промышленно-консалтинговая группа Stewart & Stevenson Inc. получила от Министерства обороны США заказ на изготовление 10843 армейских грузовиков среднего класса. Для их производства под Хьюстоном был построен новый завод, который считается наиболее современным предприятием, выпускающим серийно военные автомобили. Новая, полностью унифицированная гамма грузовиков фирмы Stewart & Stevenson получила обозначение "Семейство средних тактических машин" (Family of Medium Tactical Vehicles), сокращенно FMTV. В него входят многочисленные варианты двух базовых шасси - М-1080 (4х4) и М-1092 (6х6) грузоподъемностью соответственно 2,5 и 5,0 т с полной массой от 6,2 до 15,7 т. Их основными исполнениями являются тактические грузовики М-1081 (4х4) и М-1083 (6х6), а также 5-тонные исполнения М-1084 с гидрокраном заднего расположения и длиннобазное шасси М-1096. В отличие от большинства стандартных американских армейских грузовиков, новое семейство выполнено по схеме "кабина над двигателем". На автомобилях Stewart & Stevenson применяется рядный 6-цилиндровый дизельный двигатель Caterpillar рабочим объемом 6,6 л с турбонаддувом, отрегулированный для двух базовых вариантов на мощность 225 и 290 л.с. соответственно. Коробка передач - автоматическая 7-ступенчатая Allison с электронным управлением и автоматическим перераспределением крутящего момента по ведущим мостам. Все автомобили имеют рессорную подвеску, двухконтурную тормозную систему, гидроусилитель рулевого управления и систему автоматической подкачки шин в зависимости от дорожных условий. Грузовики рассчитаны на выполнение общетранспортных и тактических задач, установку специального оборудования, приспособлены для авиаперевозок. Они развивают максимальную скорость 94 км/ч и могут преодолевать водные преграды глубиной до 1,5 м. Эти автомобили уже поступают в армии европейских стран-членов НАТО
Star Star 744, Star 266 Польша Завод из города Стараховице, выпускающий гражданские грузовики среднего класса, всегда являлся главным поставщиком автомобильной техники для польской армии. Он располагает замкнутым циклом производства и самостоятельно изготовляет практически все агрегаты и детали для своих автомобилей – от простых отливок до комплектных двигателей, что позволяет ему оставаться независимым от других производителей. В современную программу Star входят два многоцелевых армейских грузовика весьма простой конструкции, разработанной много лет назад. Первый Star 744 (4х4) полной массой 7,6 т является развитием гражданского автомобиля Star 244, давно снятого с производства. Он выпускается с двумя размерами колесной базы 3,3 и 3,7 м, оборудуется короткой 2-местной или удлиненной кабиной на 6–8 мест, бортовым кузовом для перевозки 20 солдат или 3,3 т груза. Второй Star 266 (6х6) полной массой 12,4 т был разработан еще в 1974 году как армейский грузовик и с тех пор выпускается без особых изменений. Он приспособлен для работы при температурах от –40°С до 50°С, может преодолевать продольные подъемы в 35° и броды глубиной 1,8 м. В польской армии он стал основным носителем специального оснащения, которое изготовляет завод специальных автомобилей SHL. На обоих моделях устанавливаются 6-цилиндровый дизель Star 359М рабочим объемом 6,8 л мощностью 150 л.с., механическая 5-ступенчатая коробка передач, рессорные подвески, барабанные тормоза, гидроусилитель руля.
SOVAMAG TC10DT, TC24 Франция Легкие многоцелевые армейские грузовики SOVAMAG собираются на том же заводе, где и «французские джипы» Auverland, но предназначены в основном для экспорта в страны Африки. Автомобили SOVAMAG отличаются высокой проходимостью, простотой конструкции и обслуживания, достаточной прочностью, неприхотливостью и сравнительно низкой стоимостью, что открывает перед ними рынки стран третьего мира. Автомобили SOVAMAG выпускаются в двух унифицированных полноприводных вариантах – ТС10DT и ТС24 (4х4) с полной массой 3,0 и 5,1 т соответственно. На обоих применяются рядный 4-цилиндровый дизель IVECO-Sofim рабочим объемом 2,8 л с турбонаддувом, механическая 5-ступенчатая коробка передач IVECO, рессорная подвеска цельных балок ведущих мостов, передние дисковые тормоза, гидроусилитель рулевого механизма. Вариант ТС10DТ имеет мощность двигателя 103 л.с. при 3600 об/мин, на ТС24 она отрегулирована на 115 л.с. при 4000 об/мин. Их грузоподъемность, соответственно, 1,1 и 2,5 т, максимальная скорость – 130 и 110 км/ч, преодолеваемый подъем 100% (45°), запас хода – 900–1200 км. Автомобили приспособлены для установки вооружения, специального оборудования, транспортировки по воздуху и десантирования
Sisu/Patria RA-140DS Финляндия Военное отделение Sisu Defence, недавно приобретенное финским военно-промышленным концерном Patria Industries, продолжает выпускать колесные бронетранспортеры и боевые гусеничные сочлененные машины, разработанные фирмой Sisu. Под маркой Patria теперь предлагается оригинальный автомобиль RA-140DS (4х4) для саперных войск, ранее известный как Sisu Raisu. Это машина с дизелем воздушного охлаждения мощностью 192 л.с., автоматической коробкой передач и пулестойкими шинами, с бронированной кабиной и усиленной защитой всех органов жизнеобеспечения. В ее задней части смонтирован вращающийся цепной трал, предназначенный для проделывания проходов шириной 3,4 м в минных полях.
Хорошо известная когда-то в нашей стране небольшая автомобильная фирма Sisu сегодня переживает трудные времена, что в полной мере сказывается и на ее военной продукции. Единственной новинкой в программе армейских автомобилей финской компании является тактический грузовик HMTV Е11Т (6х6) полной массой 25,5 т. На нем широко используются агрегаты других производителей: дизельный двигатель Cummins серии М рабочим объемом 10,8 л мощностью 380 или 405 л.с., механические или автоматические коробки передач Eaton или Allison, раздаточная коробка Steyr, кабина от французских грузовиков Renault Premium. Автомобиль рассчитан на перевозку грузов массой 15,5 т.
Scania Т144GB 6х4 NZ Швеция Самый мощный в программе Scania 530-сильный капотный седельный тягач Т144GB 6х4 NZ оснащен дизелем V8 рабочим объемом 14,2 л, механической 14-ступенчатой коробкой передач со встроенным гидродинамическим замедлителем, двумя лебедками с тяговым усилием по 20 тс и 6-местной кабиной СТ19. Он предназначен для работы в составе автопоездов общей массой до 120 т и, в частности, для перевозки средних танков на специальном 5-осном полуприцепе фирмы Lohr
Scania Р124 Швеция Фирма Scania – поставщик автомобилей для шведской армии. С появлением нового, четвертого, поколения гражданских грузовиков ее главной задачей стало освоение рынка военной техники стран-членов НАТО. Прекрасно зарекомендовав себя на западноевропейском рынке и произведя все необходимые доработки, Scania уверенно выходит на одно из ведущих мест по производству армейских автомобилей среднего и тяжелого классов, выполненных по нормам НАТО. Первым крупным контрактом была партия из 1800 грузовиков для норвежской армии, еще более престижными стали заказы на 26 танковых тягачей для Бельгии, а также на шасси под специальное оборудование для французской армии. Кроме того Scania поставляет свои дизели для оснащения колесных и гусеничных боевых машин, выпускаемых в Швеции, Франции, Испании и Швейцарии. В программу армейских автомобилей Scania входят «милитаризованные» исполнения стандартных машин повышенной прочности, которые оснащаются наиболее мощными силовыми агрегатами, многоступенчатыми трансмиссиями, приводом на все колеса или дополнительными подъемными осями, а также дооборудованы кабинами улучшенной защищенности. Автомобили используются не только на общетранспортных операциях, но и как тактические машины с легким вооружением или тяжелые тягачи. Наиболее популярными для армейских целей являются многочисленные варианты шасси Р124 классов С и G, оснащенные 6-цилиндровым дизельным двигателем рабочим объемом 11,7 л с турбонаддувом мощностью 360 л.с., механическими 9- или 14-ступенчатыми коробками передач, рессорными подвесками всех мостов, кабинами СР14 или СР19. Эту гамму возглавляет средний тактический грузовик P124CB 4х4 НZ полной массой 16,0 т с колесной базой 3,9 м. Он имеет грузовую платформу длиной 4,7 м со стальным полом, алюминиевыми бортами и тентом, рассчитанную для перевозки 18-20 солдат. Другие исполнения этого шасси чаще всего используются для монтажа специального оборудования. На шасси Р124GB 6х2 NZ полной массой 29,0 т монтируются перегрузочные системы для сменных кузовов. Шасси Р124СВ 6х6 NZ (полная масса 28,0 т) и Р124СВ 8х6 HZ (полная масса 40,5 т) с дополнительной подъемной осью на пневмоподвеске применяются для перевозки легкой бронетехники и установки ремонтно-эвакуационного оборудования.
Reumech RG-32 Scout ЮАР Программу возглавляет универсальная бронированная 5-местная грузопассажирская машина Reumech RG-32 Scout (4х2 или 4х4), сочетающая свойства вседорожника и бронеавтомобиля. Она используется как штабной автомобиль или передвижной пункт связи, а также служит для безопасной перевозки важных персон в войсках ООН. На автомобиле устанавливается 150-сильный 6-цилиндровый дизель рабочим объемом 3,75 л с турбонаддувом и автоматическая 3-ступенчатая коробка передач. При полезной нагрузке всего 430-500 кг и полной массе в 3,5 т Scout развивает максимальную скорость 120 км/ч, с места до 80 км/ч разгоняется за 25 с.
Reumech RG-31 Nyala ЮАР Многофункциональный бронированный автомобиль для армии и полиции RG-31 Nyala (4х4) надежно защищен от действия пулеметного огня, ручных гранат и пехотных мин. Он рассчитан на перевозку 12 человек или установку в грузовом отсеке достаточно мощного вооружения. На машине используется 6-цилиндровый дизель Mercedes-Benz рабочим объемом 6,0 л мощностью 170 л.с. и автоматическая 4-ступенчатая коробка передач. Полная масса вариантов с разной степенью защиты составляет 8,2-8,4 т. Максимальная скорость - 105 км/ч.
Reumech RG-12 Nyala ЮАР Год назад военно-промышленная группа Reunert Mechanical (Reumech) присоединила к себе отделение армейских транспортных средств корпорации TFM, образовав новое совместное предприятие с участием канадского двигателестроительного отделения концерна General Motors. Оно продолжает изготовление специальных военных машин, разработанных фирмой TFM. В современную программу Reumech входят 4 базовых семейства автомобилей, предназначенные, главным образом, для внутренних войск, на которые ложится обязанность поддержания порядка на улицах и ведения локальных боевых действий в горячих точках ЮАР и соседних стран. В связи с этим новая фирма называет себя «изготовителем машин для сохранения мира». Для войск специального назначения выпускается низкорамный транспортер RG-12 Nyala (4х4) с усиленным бронированием. Он рассчитан на перевозку 8-12 человек с вооружением, которые могут вести стрельбу непосредственно через бойницы в окнах и люки в крыше. На нем также применяется немецкий 170-сильный двигатель. Коробка передач - механическая или автоматическая. Полная масса машины - 9,2-9,4 т. Максимальная скорость - 100 км/ч.
Renault TRM-10000 Франция Более 10 лет основным тяжелым тактическим грузовым автомобилем, танковым тягачом и носителем специального оснащения и мощного вооружения во французской армии является Renault TRM-10000 (6х6) с полезной нагрузкой 10 т и полной массой до 29 т. Все его многочисленные варианты с разными размерами базы, габаритными параметрами и весовыми показателями, предназначенные для работы в самых разнообразных условиях, оснащены рядным 6-цилиндровым дизельным двигателем MIDR-06.20.45 рабочим объемом 9,8 л мощностью 264 л.с. и автоматической 6-ступенчатой коробкой передач. Автомобиль комплектуется, как правило, 4-дверной кабиной на 5–8 мест. Он преодолевает подъемы до 48% и броды глубиной 1,2 м, развивает максимальную скорость 89 км/ч.
Renault TRM-700.100Т Франция Специально для скоростной перевозки нового французского основного боевого танка Leclerc в конце 1993 года был создан седельный тягач TRM-700.100Т, рассчитанный на работу в составе автопоездов общей массой до 106 т. На нем (впервые для французской военной техники) был использован американский дизельный двигатель Mack Е-9 V8 рабочим объемом 16,4 л мощностью 700 л.с. при 2500 об/мин. В блоке с ним работают автоматическая 6-ступенчатая коробка передач, двухрежимная раздаточная коробка с блокирующимся межосевым дифференциалом и редуктором для гидронасоса, служащего для привода двух лебедок с тяговым усилием по 18 тс. Рама изготовлена из стальных лонжеронов высотой 302 мм и толщиной 8 мм. Обе подвески рессорные, пневматическая тормозная система оборудована АБС. Тягач развивает максимальную скорость 80 км/ч.
Renault Kerax Франция В 1998 году в военную программу вошли две модели тяжелой гражданской серии Kerax. Первый автомобиль изготовлен небольшой серией для бельгийской армии и представляет собой ремонтно-эвакуационную машину на шасси Kerax-385.40 (8х4). На нем устанавливаются рядный 6-цилиндровый дизель рабочим объемом 11,1 л мощностью 385 л.с. с турбонагнетателем и механическая 16-ступенчатая коробка передач. В конце 1998 года начался выпуск тяжелого армейского шасси Kerax-400.32 (8х8) с двигателем мощностью 392 л.с. с полезной нагрузкой 20–26 т и полной массой 32–38 т. Трансмиссия обеспечивает 32 передачи вперед и 16 назад. Рама изготовлена из двух лонжеронов высотой 302 мм и шириной 85 мм. Автомобиль предлагается с системой подкачки шин, стандартной усиленной или специальной бронированной кабиной
Отмечая в 1998 году столетие создания первого автомобиля Renault, отделение военной техники этой компании не могло не напомнить, что Renault является одним из старейших в мире изготовителей армейских автомобилей (их строили еще перед первой мировой войной), а также первого в мире легкого танка FT-17. В настоящее время это отделение предлагает две гаммы армейских автомобилей. Первая основана на серийной гражданской продукции и служит в основном для осуществления общевойсковых транспортных операций. Вторая включает тяжелые тактические машины особой конструкции, предназначенные для решения специальных задач. Гамму тактических грузовиков открывает весьма оригинальная машина GBC-180 (6х6). Она представляет собой восстановленный 4-тонный грузовик Berliet GBC-8KT, давно снятый с вооружения. На складах французской армии их скопилось свыше 4500 штук, поэтому в 1995 году было принято решение реанимировать их на заводе Renault в Лиможе. На прежнем шасси теперь устанавливаются новые двигатель рабочим объемом 6,7 л в 175 л.с., коробка передач Eaton, кабина от современной серии самосвалов С.
Peugeot Partner, Boxer-350M Франция Программу гражданских автомобилей Peugeot дополняют немногочисленные военные модели. Основная доля их производства приходится на отделение Panhard, входящее в группу PSA и специализирующееся на изготовлении легких бронеавтомобилей. Отделение военной техники головной компании Peugeot предлагает армейские исполнения некоторых своих серийных гражданских машин, а также легкие джипы. Возглавляет армейскую программу Peugeot разработанный в 1998 году грузопассажирский автомобиль Partner, переоборудованный фирмой Dangel в полноприводный вариант, а также выпускаемый уже в течение нескольких лет пикап Boxer-350M (4х4). Как и базовый вариант, он оборудован серийным бензиновым или дизельным двигателем рабочим объемом 2,5 л, развивающим мощность 86 или 103 л.с. Для получения идеальной развесовки по осям коробка передач и раздаточная коробка расположены в центре шасси. Сзади на рессорах устанавливается цельный ведущий мост с блокирующимся дифференциалом. Самым необычным в автомобиле является несущий кузов, объединяющий 4-дверную кабину без задней стенки и грузовую платформу. Сзади в кабине расположено сиденье для 3–4 человек. При его складывании объем грузового отсека увеличивается за счет кабины, его полезная длина возрастает с 2,0 до 2,6 м, что позволяет разместить в машине на двух продольных скамейках 10 человек. Кузов снабжен мягким верхом с прозрачными полиэтиленовыми окнами.
Peugeot Р4 Франция Основной военной продукцией Peugeot на протяжении многих лет является «французский джип» Р4 с полезной нагрузкой 500 кг и полной массой 2280 кг. Его производство началось в 1982 году по лицензии на немецкий автомобиль Mercedes-Benz серии G. Французский вариант отличается собственными двигателем и трансмиссией, чуть измененным кузовом и иной комплектацией. В настоящее время Р4 предлагается с дизелями рабочим объемом 1,9 или 2,1 л с турбонаддувом мощностью 90 и 109 л.с., с механической или автоматической коробкой передач, с тремя размерами колесной базы (2400; 2680 и 2850 мм). Автомобиль широко используется в вооруженных силах Франции и ее союзников. В свободную продажу он не поступает. В 1996 году на базе Р4 разработан облегченный авиадесантный вариант, созданный в рамках программы VEHA. Выпущено также несколько полу- и полностью бронированных исполнений VLTT, разработанных фирмой Panhard и предназначенных для разведки и ведения боевых операций. Их кузова предохраняют экипаж из 4 человек от пулеметного огня с длинной дистанции и пехотных мин.
Oshkosh НЕМТТ США С 1982 года Oshkosh выпускает многофункциональный «тяжелый высокомобильный тактический грузовик» (Heavy Expanded Mobility Tactical Truck) или HEMTT (8х8) с полезной нагрузкой 10–11 т и полной массой в пределах 28–43 т. Он оказался настолько совершенным, что в первые же годы фирма получила заказ на изготовление 5350 таких машин. НЕМТТ оснащен двигателем Detroit Diesel мощностью 445–450 л.с. и автоматической коробкой передач. Он оборудован оригинальной 2-местной кабиной пониженного расположения и четырьмя передними управляемыми колесами с отключаемым приводом. Низкое расположение центра тяжести и дорожный просвет в 600 мм обеспечивают машине высокую проходимость. С нагрузкой в 10 т она преодолевает подъемы в 60% и развивает максимальную скорость по шоссе 100 км/ч, располагая запасом хода в 644 км. Основным вариантом серии НЕМТТ является грузовик М-977 с однотонным краном. Кроме того, выпускаются его многочисленные варианты: топливозаправщик М-978, седельный тягач М-983, ремонтно-эвакуационная машина М-984А1 и шасси М-985 с пусковой установкой ракет Patriot. Недавно фирма начала выпуск варианта М-977 с перегрузочной системой LHS для грузов на палетах, сменных кузовов и контейнеров. К настоящему времени изготовлено свыше 15 тыс. машин серии НЕМТТ. Развитием этой серии является новый 5-осный грузовой транспортер-тягач М-1075 (10х10) с двигателем мощностью 500 л.с., с тремя управляемыми осями, предназначенный для работы со специальным 3-осным прицепом М-1076. В исполнении М-1074 тягач и прицеп оснащены системой быстрого перемещения грузов в специальных деревянных ящиках на палетах PLS (Palletized Load System). Длина автомобиля – 10,7 м, всего автопоезда – 18,9 м. При общей массе 62,4 т его максимальная скорость по шоссе достигает 91 км/ч. Такая конструкция считается наиболее совершенной для обеспечения быстрой перевозки и перегрузки тяжелых военных грузов и оборудования. Oshkosh уже получила заказ на изготовление 2600 таких автопоездов.
Oshkosh М-1070 HETS США Фирма Oshkosh - признанный мировой лидер в области производства тяжелых армейских транспортных средств, которые применяются для выполнения военных задач в экстремальных дорожных и климатических условиях в непосредственной близости от зоны боевых действий. В современную программу Oshkosh входят несколько полноприводных многоосных машин нетрадиционной конструкции, предназначенных для скоростной переброски тяжелой боевой техники и военного снаряжения по дорогам и бездорожью, монтажа специального оборудования и ракетного вооружения. Развитием М-911 в 1990 году стал седельный тягач М-1070 (8х8), создававшийся для скоростной переброски нового американского основного танка М-1А1 на автопоездах общей массой до 105 т. Он принадлежит к более совершенной категории «Системы для перевозки тяжелого оборудования» (Heavy Equipment Transporter System) или HETS. Необычность тягачу придают высокий капот и 4 ведущие оси с односкатной ошиновкой колес, из которых 3 расположены сзади. Управляемыми являются передние и задние колеса. На тягаче устанавливаются прежние дизель, оснащенный турбонаддувом и развивающий мощность 500 л.с., и автоматическая коробка передач. Рама изготовлена из стальных лонжеронов высотой 356 мм и шириной 89 мм. Кабина полубронированная на 6 человек, включая экипаж перевозимого танка. Подвески всех ведущих мостов Hendrickson на полуэллиптических рессорах. В стандартное оборудование входит система подкачки шин автомобиля и полуприцепа. Масса тягача – 18,6 т. Длина – 9195 мм и высота – 3735 мм не мешают его перевозке в крупных транспортных самолетах
Oshkosh М-911 НЕТ США В течение ряда лет фирма выпускает седельный тягач М-911 (6х6), работающий в составе автопоезда полной массой до 102,5 т. Он относится к стандартизованной в армии США группе «Транспортеры тяжелого оборудования» (Heavy Equipment Transporter), сокращенно НЕТ. Автомобиль оснащен двухтактным дизельным двигателем Detroit Diesel V8 рабочим объемом 12,1 л мощностью 450 л.с. и автоматической 5-ступенчатой коробкой передач Allison. Он предлагается также в исполнении 8х6. В первые годы производства в армию США поступило около 750 таких машин, которые использовались как танковые тягачи, развивающие скорость 72 км/ч. Несмотря на собственную массу в 18 т и огромные габаритные размеры (9373х2896х3404 мм), тягач приспособлен для перевозки транспортной авиацией.